В последние годы технологии в авиации достигли невероятных высот, и теперь мы можем наблюдать важный прорыв в области городской мобильности — летающие такси. Один из крупнейших населенных пунктов Аравийского полуострова — Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) — стал одним из первых городов мира, в котором летающие такси используются в повседневной жизни.
Летающее такси — это электрический вертолет, способный перевозить двух пассажиров на расстояние до 30 км. В 2017 году власти Дубая провели тестовый полет вертолета с правительственной стороны. Важной особенностью летающих такси является их автономность — это означает, что управление осуществляется только компьютером, что обеспечивает большую безопасность и большую возможную дальность полета за счет минимизации человеческого фактора.
Летающее такси Volocopter
В 2019 году в Дубае был запущен пилотный проект, предлагающий в качестве альтернативы общественному транспорту летающие такси Volocopter, которые взяли на борт более тысячи пассажиров. Однако, несмотря на высокую эффективность для городской мобильности, стоимость поездки на летающем такси достаточно высока, что ограничивает его использование для многих.
Компания, создавшая Volocopter, в настоящее время работает над сертификацией своих вертолетов, и новый проект, включающий услуги воздушного такси, сможет изменить транспортную ситуацию не только на уровне городов, но и на региональном уровне. Если этот проект будет подтвержден в ближайшее время, то он станет показательной станцией между городами и завоюет большой спрос у горожан и туристов.
Несмотря на некоторые ограничения летающих такси, это настоящий прорыв в технологии городской мобильности, который обещает обеспечить нам более высокое качество жизни и упростить наши повседневные действия. Дубай — крупный и известный международный центр, и мы можем рассматривать его летающие такси как знак нашего общего будущего.
Видео летающего такси eVTOL
Летающее такси футуристического вида поднялось в небо над Дубаем. Китайский eVTOL, название которого расшифровывается, как «электрический вертикальный взлёт и посадка», позволяет заглянуть в будущее городского транспорта.
Volar: новый летающий автомобиль, который успешно протестировали в Дубае
Новый летающий автомобиль Volar был разработан британской компанией Bellwether Industries и испытан в Дубае. Несмотря на то, что создание нового вида городского транспорта, в том числе электрических самолетов вертикального взлета и посадки (eVTOL), стало трендом последних лет, несколько проектов было предложено крупными мировыми гигантами индустрии и стартапами, и даже проводятся некоторые прослушивания, о реализации этих грандиозных планов, как правило, ничего не слышно. Пока летающие такси считаются блажью для обывателя, а наиболее скептически настроенная публика полагает, что такие автомобили появятся лишь в далеком будущем, новый Volar представляет новое поколение уверенных в себе создателей, которые подтверждают свои слова реальными делами. Испытательные полеты беспилотного прототипа Volar в Дубае прошли успешно, убедив зрителей в том, что эта машина выглядит настолько футуристично, что позволяет им побывать в будущем.
В ноябре 2021 года правительство ОАЭ выдало временные лицензии на испытание беспилотных автомобилей на автомагистралях, став первой страной на Ближнем Востоке и второй в мире, разрешившей испытания беспилотных автомобилей на своих дорогах. ОАЭ имеют далеко идущие планы — к 2030 году сделать четверть всего транспорта автономным. В основе этой инициативы лежат планы перевода такси на беспилотный режим работы в Шардже в 2020 году, а также в Абу-Даби в 2021 году.
Аэромобиль XPeng Voyager X2
Китайский автопроизводитель XPeng провел публичные испытания первого электрического аэротакси «X2», который взлетел в воздух в Дубае. Аэромобиль представляет собой двухместный мультикоптер и использует восемь пропеллеров и электродвигателей для полета. Сама модель имеет собственный вес 560 килограммов, а максимальный взлетный вес — 760 килограммов. Максимальная скорость полета аэромобиля составляет 130 километров в час, а на одной зарядке он может лететь в течение 35 минут. В кабине также размещен парашют на случай внештатной ситуации. Серийная версия «X2» ожидается на рынке в течение следующих двух лет.
Аэротакси от Joby Aviation
Власти Дубая пообещали запустить летающие такси в ближайшие три года. Четырехместный беспилотник разрабатывается американской компанией Joby Aviation, и при запуске его будет пилотировать человек. Однако сотни компаний по всему миру уже разрабатывают прототипы автономных воздушных такси. Испытания успешно прошли в США, Германии, Сингапуре, Японии, Китае и Объединенных Арабских Эмиратах. Пока в городах в качестве основного вида воздушного транспорта используются вертолеты. Например, в Нью-Йорке Uber Copters позволяет добраться из Манхэттена в аэропорт JFK. Однако, по мнению Ильи Федичева, технического директора компании «Электротранспортные технологии», воздушное такси должно стать более удобной альтернативой.
«Города перегружены. Более того, все современные бизнес-центры и крупные торговые центры предусматривают в своих проектах вертолетные площадки на крыше или на какой-то близлежащей территории. Есть два фактора, которые сдерживают развитие воздушного такси. Во-первых, современные технологии не позволяют обеспечить 100%-ную надежность. Что произойдет, если откажет один из двигателей? Сразу ли беспилотник упадет или сможет совершить аварийную посадку? Во-вторых, стоимость воздушного транспорта гораздо выше, чем обычного наземного».
Власти Дубая обещают, что к 2026 году стоимость летающих такси будет немногим больше стоимости лимузина. Несколько стартовых точек и мест зарядки будут расположены на острове Palm Jumeirah и в районе Dubai Marina. По мнению Антона Гололобова, эксперта по устойчивому развитию городов, не исключено, что воздушное такси станет популярным в ОАЭ.
«В ОАЭ нет необходимости проводить масштабные общественные слушания. Если идея понравится элите, она будет реализована. Более того, сейчас среди нефтедобывающих стран Ближнего Востока идет гонка за то, чтобы стать первой страной, полностью независимой от нефтегазового сектора и послужить примером для остального мира. Все это называется «умный город». В то же время Нью-Йорк в любой момент может опередить их и стать первым».
В развитие аэротакси инвестируют не только специализированные стартапы. В 2020 году Toyota выделила на эти цели почти 400 млн. долл. Ранее компании Porsche и Boeing провели испытания совместной версии пассажирского беспилотника. Большинству компаний сложно вывести свои разработки на рынок в заявленные сроки. Однако интерес инвесторов, по словам Андрея Зиновьева, основателя компании Ultra Motors, не снижается.
«С 2015 по 2019 год во все эти компании вливались деньги. И, казалось бы, они должны показать результаты. Но быстрых результатов нет, есть небольшой разрыв в ожиданиях. Может быть, 80% компаний умрут. Но те 20%, которые выживут, покажут результат. Есть много проблем с архитектурой, автопилотом, силовой установкой — на батареях или на топливных элементах, водороде или еще каких-то альтернативных технологиях. А сертификация самолета занимает годы».