Эволюция Дубая в роли мирового авиационного хаба представляет собой иллюстрацию фундаментального принципа шейха Мохаммеда: «Конкуренция — ключ к успеху». Это стремление к конкуренции сыграло ключевую роль в установлении эмирата на мировой арене.
Международный аэропорт Дубая открыл свои ворота в 1959 году, проект был разработан в Сингапуре и был финансирован в рамках государственно-частного партнерства с отсрочкой платежей. Когда в 1965 году шейх Мохаммед принял проект, аэропорт имел асфальтированную полосу длиной 1800 метров, предназначенную для ограниченного числа определенных типов самолетов. Тем не менее, первый шаг был сделан, и аэропорт постепенно расширялся, становясь ключевым транзитным узлом между Востоком и Западом.
С самого начала аэропорт придерживался политики «открытого неба», в явном противоречии принципам других региональных аэропортов, защищенных национальными нормами. Авиакомпания Emirates была запущена как ответ на эти принципы.
К к декабрю 2014 года Международный аэропорт Дубая обошел лондонский Хитроу, став самым загруженным аэропортом в мире по объему международных пассажирских перевозок. В 2014 году через Дубай прошло 68,9 миллиона пассажиров, против 67,8 миллиона в Хитроу. Этот рост продолжался, и к 2018 году аэропорт Дубая обслужил более 89 миллионов человек. Эти впечатляющие показатели позволили Дубаю удерживать звание самого загруженного авиационного узла в мире в течение пяти лет подряд.
Аэропорт стал ключевым компонентом, обеспечивающим Дубаю статус мирового центра авиации. Еще одним важным элементом стала компания Emirates, которая была создана в 1985 году, противостояв преобладающей тогда авиакомпании Gulf Air и ее стратегии ограничения конкуренции.
«Желая защитить свой долю рынка», делится шейх, «они дали нам срок в несколько недель для выполнения своих требований. Они настаивали на особом отношении и четко предупредили, что в противном случае Gulf Air сократит объем перевозок в Дубае. Теперь, взглянув назад, ясно, что эта угроза стала предвестником конца Gulf Air и, казалось бы, невидимым благословением для Дубая.»
В ответ на требования Абу-Даби, шейх Мохаммед немедленно принял решение: «Мы отказались по одной простой причине: мы считаем, что для нашей страны гораздо более полезной является конкуренция, а не протекционизм. Поэтому мы арендовали два самолета у Пакистана и создали авиакомпанию, которую назвали Emirates.»
Кроме того, шейх выделил 10 миллионов долларов США новой компании на аренду флота «Боингов-737» и сформировал небольшую команду, которой поручил разработать план и корпоративную стратегию. В октябре 1985 года первый рейс авиакомпании Emirates приземлился в Пакистане. Затем консультанты, создавшие стратегию запуска компании, предложили шейху отказаться от политики «открытого неба», чтобы обеспечить рост новой компании, но шейх Мохаммед не согласился.
К 2017 году Emirates имела флот из 255 воздушных судов и более 61 000 сотрудников. Это был самый крупный флот «Боингов-777», и планировалось заказать еще 262 самолета на общую сумму 120 миллиардов долларов. В 2016 году самолеты компании произвели 20 561 полетов вокруг земного шара. Emirates выполняла рейсы по 155 направлениям в 83 страны мира, перевозя 55 миллионов пассажиров на более 860 000 рейсов.
В июле 2018 года посол ОАЭ в Пакистане отметил пилота первого рейса Emirates, отставного капитана Фазала Гани Миана, который 25 октября 1985 года возглавил первый рейс из Дубая в Карачи. Капитан Миан вспоминает: «Я приехал в Дубай 1 октября 1985 года и встретился с шейхом Ахмедом бин Саидом Аль Мактумом, управляющим директором авиакомпании Emirates Морисом Фланаганом и их командами. Мы обсудили предстоящие задачи и планы.» Группа из 100 пилотов, летных и авиационных инженеров, обслуживающего персонала и других членов экипажа прибыла в Дубай 18 октября. «Мне было поручено обучить пилотов из ОАЭ. Они прошли подготовку в Дубае и получили права на осуществление коммерческих рейсов в Управлении гражданской авиации Пакистана.»
В 2016 году компания Emirates была признана самым дорогостоящим брендом среди авиакомпаний, ее стоимость оценивалась в 7,7 миллиардов долларов США, согласно отчету Brand Finance Global 500.
Успех авиакомпании оказался настолько феноменальным, что конкуренты вынуждены были размышлять о его причинах. Некоторые предполагали, что компания принадлежит правительству Дубая и, следовательно, пользуется его преференциями. «Любой, у кого авиакомпания, законы и аэропорт в руках, способен накопить богатство», — заметил генеральный директор Qantas Джефф Диксон. Однако это утверждение не касалось Дубая. Руководство Emirates открыто опровергало такие предположения. Их финансовые отчеты были проверены международной компанией PricewaterhouseCoopers, которая подтвердила, что успех Emirates обусловлен бизнес-моделью, а не особым отношением к правительству.
Emirates соблюдает те же стандарты, что и другие компании Дубая. Международный аэропорт эмирата работает круглосуточно, в то время как многие другие ключевые аэропорты открываются только в дневное время. Компания освобождена от корпоративного налога и может использовать недорогую квалифицированную рабочую силу из всего региона, что снижает ее трудозатраты по сравнению с другими мировыми авиакомпаниями.
Благодаря политике «открытого неба» в Дубае, в его международном аэропорту наравне сражаются более 100 авиакомпаний. В 2012 году компания Qantas признала, что Emirates — это профессионально управляемая авиакомпания, успешно реализующая свою амбициозную стратегию. Не ограничившись этим признанием, Qantas заключила с Emirates глобальное авиационное партнерство. Как говорится, подражание и сотрудничество — самая искренняя форма похвалы.
Как и многие другие значительные проекты и инициативы в Дубае, деятельность Emirates вдохновила региональные авиалинии от Дохи до Абу-Даби, от Стамбула до Аддис-Абебы.
Успех компании привел к созданию множества успешных дочерних предприятий, таких как крупнейший в мире магазин беспошлинной торговли Dubai Duty Free, глобальная компания по обслуживанию пассажиров и аэропортов, а также региональный грузовой хаб.
Для обеспечения нужд своих предприятий и продолжения устойчивого роста Дубай создал компанию с еще более стремительным развитием — Дубайскую национальную ассоциацию воздушного транспорта (ДНАВТ). Основанная в 1959 году для обеспечения питания на борту, она с течением времени стала оказывать наземное обслуживание в 76 аэропортах, обработку грузов в 45 аэропортах и предоставление услуг общественного питания в 61 аэропорту, за что была удостоена множества международных наград. Компания росла органически и за счет глобальных покупок, а в 2018 году стала соучредителем Ассоциации авиационного кейтеринга в Брюсселе.
Дубаю также удалось создать внушительный магазин беспошлинной торговли — Dubai Duty Free, который приобрел мировую известность благодаря розыгрышам роскошных автомобилей и миллионных призов. Официальное открытие Dubai Duty Free состоялось в 1983 году, и после завершения контракта с ирландской компанией Aer Rianta, управлявшей несколькими магазинами, Дубай предложил генеральному директору остаться. В 1984 году объем продаж Dubai Duty Free за первый год составил 20 миллионов долларов. С тех пор компания выросла в одного из крупнейших в мире операторов розничной торговли для путешественников с оборотом в 2,015 миллиарда долларов в 2018 году. В ней трудились более 6100 сотрудников из 47 национальностей, включая 25 человек, принятых на службу в 1983 году. Наконец, благодаря лотерее «Миллионер тысячелетия», запущенной в 1999 году, сотни посетителей аэропорта стали миллионерами.
Однако наиболее важным для Дубая оказалось решение правительства 1996 года об установлении в аэропорту свободной зоны для оптимизации воздушной грузовой торговли для более чем 220 пунктов назначения на шести континентах. В 2012 году журнал fDi, издаваемый Financial Times, признал ее лучшей аэропортовой свободной зоной в мире.
Вдохновленный успехами в авиации, шейх Мохаммед, помимо дальнемагистральных перевозок Emirates, учредил авиакомпанию Flydubai для обеспечения ближнемагистральных рейсов. Несколько членов руководства Emirates присоединились к Flydubai, чтобы создать ее с нуля. Таким образом, Дубай укрепил свою позицию как непререкаемый региональный центр торговли, предлагая как дальние, так и ближние перевозки. Запущенная в 2008 году Flydubai уже в 2016 году выполняла 1700 рейсов в неделю по 90 направлениям.
Любой другой авиационный хаб мог бы остановиться на достигнутом, но не Дубай и не его глава-исполнитель. В 2013 году был открыт Международный аэропорт Аль Мактум с целью обслуживания более 150 миллионов пассажиров ежегодно. Для поддержки этого аэропорта сегодня строится новый район под названием Dubai South, который также был выбран для проведения Expo 2020.








